Очередной конкурсный день ОМКФ ознаменовался рядом премьер, прошедшим благотворительным аукционом и очередными эпатажными акциями и их последствиями от FEMEN.
Заместитель главного редактора «Библии» всех киноманов мира журнала «Кайе дю Синема» французский кинокритик Жан-Филипп Тессе рассказал об особенностях своей работы в рамках мастер-класса Летней киношколы.
Французский киновед поведал студентам образовательной секции ОМКФ всю историю становления кинематографа и кинокритики начиная с 20х годов, рассказав о предпосылках каждого периода развития и знаковых личностях, повлиявших на ход событий. Жан-Филипп Тессе также говорил о значении кино во время Второй мировой войны и изменениях, которые претерпевала кинематографическая сфера перед тем как стать искусством.
Первым шагом стало создание синематек в 30-х годах, именно тогда его начали признавать не просто как развлечение, и перестали сжигать пленки, найдя в них художественную ценность. В то же время начало активно развиваться движение дискуссионных киноклубов, что вызвало огромную шумиху вокруг интеллектуалов того поколения. Позже, в 1951 году, благодаря Андре Базену был основан французский киноведческий журнал «Кайе дю Синема», основной целью которого стало представление режиссера как художника, а не просто технического сотрудника, как принято было считать до этого. «Это своеобразная коперниканская революция в кино», - говорит Жан-Филипп Тессе.
Статьи, опубликованные такими мировыми классиками как Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, представителями французской «новой волны» приравнивали авангардистов к американским кинематографистам. Они открыли миру таких культовых режиссеров как Хичкок, Джон Форд, Говард Хоукс, произведя настоящую эстетическую революцию в мире кино. Тессе считает, что сегодня это уже стало аксиомой и кино передает эстетические ценности. «Больше не существует одной аналитической школы, критерии размыты. Сейчас определяющим фактором является эмоциональность. Мне нравится фильмы, которые преодолевают все догмы и стереотипы традиционного кино, где критик больше не доминирует над режиссером» - резюмирует он.
Титулованный украинский режиссер Сергей Лозница, автор нашумевшего фильма «Майдан», прочитал подробную лекцию на тему «Документальное кино – возможности и ограничения. Кино как пропаганда» студентам образовательной секции ОМКФ.
Лекция Лозницы длилась около двух часов, во время которых мастер документалистики детально рассказал и показал на примере своего фильма «Представление» основы структурирования ленты, работы со звуком и монтажом, разницу в процессе создания пропаганды современной и советской, а также многом другой. «Представление» - картина, полностью состоящая из отрывков советских пропагандистских фильмов и киножурналов, в основном, периода 1956-64 гг. Лозница переозвучил ролики, убрав характерную речь советского диктора, рассказывающего о народных успехах, заменив его обычными повседневными звуками и голосами людей. По мнению режиссера, в восприятии человека именно звук играет основную роль, ведь заменив его, можно изменить настроение и посыл абсолютно любой сцены. Например, превратить трагедию в комедию, наложив веселую музыку на сцену дуэли.
«Когда автор знает заранее, что хочет вложить в голову зрителю – это уже пропаганда, вне зависимости от темы и жанра» - считает режиссер. «Виноват не только создатель, но и тот, кто принимает пропаганду, так как делает это бездумно» - подчеркнул Лозница, отвечая на вопросы из зала.
Состоялся показ первого фильма в рамках Национальной конкурсной программы ОМКФ «Лариса Кадочникова. Автопортрет». После сеанса сценарист, режиссер и, собственно, главная героиня ленты, Лариса Кадочникова, ответила на вопросы зрителей. Картина «Лариса Кадочникова. Автопортрет» – киноэксперимент, выполненный, как считает режиссер, в жанре трагикомедии. В основе сценария – три портрета, которые актриса пишет непосредственно во время съемок. Три холста символизируют этапы в личной и творческой жизни народной артистки Украины. Текст, по ее признанию, заранее не писался; все, что Кадочникова говорит в фильме – импровизация, рассказ от души.
Завершая каждый портрет, героиня констатирует: это не я. Себя, призналась актриса после показа на ОМКФ, она в картине так и не сыграла: «Я думаю, в этом фильме я и не я. Я состою из тысячи ролей, каждая из которых оставила что-то в душе и отражает какую-то мою часть. Мне сложно смотреть на себя на экране, все время думаю, что что-то можно было сделать лучше». Тем не менее, своим полнометражным дебютом автор довольна: «Кинолента мне понравился, я работала с очень интересными людьми, у нас замечательная команда, вместе мы отбирали эпизоды с моим участием. Мое ощущение – фильм состоялся».
Очередной аншлаг на показе фильма новой внеконкурсной программы ОМКФ «Путь к свободе»! На демонстрации документальной ленты «Я – Femen» зал был переполнен, зрители вновь заняли все ступеньки. После картины, уже традиционно, состоялась дискуссия: на вопросы аудитории отвечали режиссер фильма, продюсер и главные героини – оставшиеся в Украине активистки движения «Femen».
Понемногу, фильм «Я – Femen» рассказывает обо всех участницах и участниках украинской группы «Femen». Но роль главной героини и рассказчицы досталась Оксане Шачко – художнице, увлеченной религиозной живописью, но ставшей, вопреки юношеским планам, не монахиней, а революционеркой. Оксана, по признанию режиссера из Швейцарии Алена Марго, и вдохновила его на создание фильма о «Femen»: «Впервые я увидел девушек в новостях, меня вдохновила их смелость. Потом я открыл для себя новую страну – Украину, это мое второе вдохновение. И, конечно, меня вдохновила встреча с Оксаной Шачко. Она художник, как и я; мне было интересно показать «Femen» не с точки зрения журналиста, а создать полнометражный фильм с точки зрения творческого человека».
Перед сеансом прозошло несколько эпатажных акций и скандал. Подробнее читайте:
Потасовка на ОМКФ: На охранников написали заявление ФОТО
Наконец, 13 июля в Музее коньячного дела Шустов прошел благотворительный аукцион, организаторами которого выступили Одесский международный кинофестиваль и благотворительная организация «ПОКОЛІННЯ.ЮЕЙ» при поддержке журнала «ELLE-Украина» и Национальной недели моды Ukrainian Fashion Week». Вырученные деньги пойдут на лечение раненых и на поддержку семей, пострадавших от трагедии под Зеленопольем.
Открыла благотворительный аукцион президент ОМКФ Виктория Тигипко, отметив, что ввиду последних событий собранные средства не пойдут на развитие украинского кинематографа, как было задумано изначально. После трагедии 11 июля под Зеленопольем организаторами было принято решение передать вырученные деньги на лечение раненых и на поддержку семей, оставшихся без кормильцев. Кроме того, Одесский кинофестиваль перечислит пострадавшим часть стоимости каждого проданного фестивального билета. Виктория Тигипко вновь упомянула об украинском режиссере Олега Сенцова, который в марте этого года был арестован ФСБ в Симферополе по абсурдному обвинению в терроризме. В рамках Одесского кинофестиваля пройдет специальный показ его фильма «Гамер», а все деньги, собранные от продажи билетов, будут переданы родным Олега Сенцова на оплату адвоката и содержание двух несовершеннолетних детей, которых кинематографист воспитывает сам. Президент ОМКФ заверила, что она вместе с украинским режиссером Сергеем Лозницей («Счастье иое», «Майдан») не собирается оставлять Олега в такой непростой ситуации.